Стратегия развития поликлиники ЦГКБ на 2025-2030 годы
I. Общие положения
___Положения настоящей Стратегии определяют приоритеты и основные направления развития поликлиники ЦГКБ, а также задачи, решение которых направлено на сохранение и укрепление здоровья граждан, прикрепленных на обслуживание к поликлинике, на основе обеспечения повышения доступности и качества медицинской помощи; увеличения продолжительности жизни, снижения уровня смертности.
___Настоящая Стратегия основывается на положениях и нормах Конституции Российской Федерации, международного права, международных договоров Российской Федерации в области охраны здоровья; Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», иных федеральных законов, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также на миссии учреждения: «Повышение репутации учреждения и формирование престижа за счет увеличения вовлеченности персонала и роста финансового благополучия в целях оказания качественной и доступной медицинской помощи жителям Калининградской области для формирования здоровой нации».
___Основными принципами настоящей Стратегии являются:
1. Приоритет профилактики при оказании медицинской помощи;
II. Современное состояние и имеющиеся проблемы
___Лечебное учреждение оказывает первичную медико-санитарную помощь, в том числе и специализированную, в соответствии с территориальной программой государственных гарантий, приоритетной задачей которой является обеспечение доступности и качества медицинской помощи, удовлетворяющей потребностям населения.
___В настоящее время наиболее эффективными, доказанными и международно-признанными являются здоровьесберегающие технологии, основанные на:
- проведении массовых направленных скринингов здоровья в рамках диспансеризации и профилактических осмотров (определение индивидуального интегративного риска развития неинфекционных заболеваний, раннее выявление сосудистых, онкологических и других заболеваний);
- диспансерном наблюдении лиц, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями или имеющих серьезный интегративный риск развития данных состояний;
- максимально ранней коррекции факторов риска и повышении приверженности населения к лечению болезней на стадиях их максимальной излечимости;
- массовой иммунопрофилактике в рамках Национального календаря прививок;
- координированной, четкой и быстрой работе служб неотложной, скорой и экстренной специализированной медицинской помощи в случае возникновения острой патологии;
- междисциплинарной медицинской реабилитации.
___На сегодняшний день численность населения, прикрепленного на медицинское обслуживание к ЦГКБ, составляет 102 770 человек. Стоит отметить, что здание поликлиники, построенное по типовому проекту в 1981 году, было рассчитано на обслуживание населения численностью 35-40 тыс человек, поэтому несмотря на широкое применение вышеуказанных технологий, на базе отделений поликлиники, удовлетворенность населения находится на низком уровне. Ситуацию усугубляет дефицит кадров, в особенности среди врачей-терапевтов участковых и медицинских сестер участковых, укомплектованность которыми составляет 33% и 26% соответственно.
___Таким образом, основными задачами являются развитие системы телемедицинских технологий, позволяющих ограничить посещение поликлиники и работа по привлечению медицинских кадров, а также разработка системы мотивации для уже имеющихся сотрудников, с целью их удержания.
III. Цели стратегии развития
1. Совершенствование первичной медико-санитарной помощи с учетом приоритета широкомасштабной профилактики на основе как популяционных, так и персонифицированных методов, с развитием телемедицины и передвижных форм предоставления медицинских услуг.
IV. Задачи
___1. Совершенствование первичной медико-санитарной помощи с учетом приоритета широкомасштабной профилактики на основе как популяционных, так и персонифицированных методов, с развитием телемедицины и передвижных форм предоставления медицинских услуг.
___Профилактика неинфекционных заболеваний, в том числе формирование здорового образа жизни – важнейший компонент деятельности структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению, направленного на изменение отношения человека к собственному здоровью и значительному повышению меры собственной ответственности за его сохранение и поддержание активного долголетия. Основным звеном в реализации этой составляющей являются отделения профилактики и школы здоровья для здоровых людей (лица, не имеющих установленного хронического заболевания) и лиц с хроническими неинфекционными заболеваниями вне обострения.
___Реализация эффективной политики по формированию здорового образа жизни у граждан предполагает следующее:
- просвещение и информирование населения, о правилах здорового образа жизни, о последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем, включая разработку, осуществление и развитие информационно-коммуникационных кампаний и медиапроектов;
- обеспечение здорового безопасного питания населения всех возрастных групп, предусматривающего оптимизацию режима и характера питания, а также образование и обучение различных групп населения по вопросам здорового питания;
- разработку мер по повышению двигательной активности, которая представляет собой важнейшее условие поддержания здоровья граждан, включая пропаганду и стимулирование активного образа жизни, образование населения в вопросах физической культуры;
- формирование концепции счастливого образа жизни (СОЖ);
- диспансеризация населения с выделением групп риска по развитию социально-значимых неинфекционных заболеваний и разработка индивидуальных программ медицинской профилактики. Полученное в результате диспансеризации разделение пациентов по группам здоровья позволяет дифференцированно подходить к назначению дальнейших лечебно-оздоровительных мероприятий;
- диспансерное наблюдение за лицами, относящимися к группам риска, и больными хроническими заболеваниями;
- организация новых форм физиолечения, в частности открытие соляной пещеры, позволяющей увеличить рабочие ресурсы организма.
___Совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях будет способствовать внедрение протоколов амбулаторного наблюдения, организация выездных патронажных служб, оснащенных портативным диагностическим и терапевтическим оборудованием.
___Дневные стационары должны принять большую нагрузку по обследованию, лечению и реабилитации. Необходимо перераспределить избыточные объемы стационарной медицинской помощи, оказываемой в условиях круглосуточного пребывания, в дневные стационары.
___Создание кабинета по профилактике повторных переломов, который позволит уменьшить фармако-экономические затраты государства на лечение и уход за обездвиженными пациентами.
___2. Выстраивание вертикальной системы контроля и надзора на всех этапах оказания медицинской помощи, посредством внедрения системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
___Внедрение в работу поликлиники системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с методическими рекомендациями ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора с внедрением элементов контроля внутри электронного документооборота.
___3. Развитие информатизации и цифровизации при оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе с использованием телемедицинских технологий.
___Необходимо реализовать следующий комплекс мер:
- продолжить внедрение в информационную систему новых шаблонов, автоматизирующих организационные, лечебные и диагностические процессы, что позволит обеспечить ведение электронной медицинской карты, консолидирующей необходимую информацию о пациенте и обеспечить доступ к федеральным информационным ресурсам, с целью поддержки и своевременности принятия врачебных решений;
- внедрение телемедицинских консультаций, обеспечивающих оперативную связь между медицинскими организациями различного уровня для удаленного консультирования врачей при оказании медицинской помощи пациентам, а также в формате врач-пациент, что позволит организовать динамическое наблюдение за пациентом в более комфортных условиях как для врача, так и для пациента;
- введение новых медицинских услуг посредством реализации модели дистанционного персонального мониторинга состояния здоровья пациентов, в частности мониторинг АД, уровня глюкозы крови.
___4. Расширение открытого диалога с гражданами, получающими медицинскую помощь на базе ЦГКБ.
___Реализация данной цели возможна посредством создания позитивного образа учреждения, с помощью создания новостных каналов, блогов, форм обратной связи.
___5. Привлечение кадров и разработка системы мотивации для сотрудников.
___Для этого необходима реорганизация кадровой службы в рамках изменения подходов к рекрутингу, а также составление мотивационного профиля каждого сотрудника и разработка системы как материального, так и не материального поощрения.
V. Заключение
___Внедрение Стратегии позволит встать на путь инновационного развития здравоохранения с выделением направления персонифицированной медицины, широким внедрением индивидуальных здоровьесберегающих и профилактических программ, повышением мотивации к рациональному пользованию медицинскими услугами и личной ответственности пациентов за состояние своего здоровья.
___С целью реализации Стратегии требуется разработка дорожной карты по внедрению мероприятий, которая должна соответствовать системе SMART: мероприятия должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и ограниченными по времени.
___Результатом реализации мероприятий, являющихся частью стратегического развития, будет достижение следующих целей:
- снижение смертности населения от всех причин до 11,9 случая на 1 тыс. человек населения к 2030 году;
- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78,52 года к 2030 году;
- повышение удовлетворенности населения медицинской помощью до 48 процентов.